Схема анализа плана воспитательной работы классного руководителя
1. Как реализуются основные требования к плану воспитательной работы (целенаправленность плана):
- содержание (формулировки) целей, их конкретная необходимость, достаточность, достижимость за время процесса;
- насколько системны и комплексны эти цели;
- как представлены в плане цели в движении, выделены ли этапы процесса;
- есть ли цели к каждому из временных периодов или цели заданы на полгода, год;
- соотносятся ли данные цели с содержанием характеристик и количества;
- новизна плана (т. е. новые формы и методы организации деятельности, их педагогическая обоснованность);
- новое содержание дел - название тем, девизы, ведущие идеи воспитания, связи между проводимыми мероприятиями, насколько эти мероприятия достаточны для решения поставленных целей;
- насколько мероприятия, то есть виды деятельности, разнообразны, прослеживается ли сочетание политических, трудовых, эстетических, познавательных, игровых и других видов деятельности, в какой мере обосновано разнообразие видов деятельности, не превратились ли в самоцель;
" нет ли преобладания словесных форм работы над другими;
- как представлена индивидуальная работа (только с «трудными» или и с другими учащимися) по развитию их способностей и по коррекции поведения;
- связь детского коллектива с трудовыми коллективами предприятий, с учреждениями дополнительного образования;
- представлены ли связи классного руководителя с учителями-предметниками;
способствуют ли запланированные мероприятия осуществлению поставленных целей воспитания;
- содержание и формы работы с родителями, достаточны ли они для осуществления поставленных целей;
- отвечают ли эти дела требованиям развития школы;
- насколько актуальны для класса задачи повышения качества образовательного процесса.
2. Какие принципы концепции воспитания положены в основу плана классного руководителя, насколько педагогические средства, отраженные в плане, достаточны для реализации принципов воспитания.
Памятка для самоанализа деятельности классного руководителя
При выполнении самоанализа деятельности классного руководителя за период учебного года, для определения уровня личного профессионального мастерства и планирования работы по совершенствованию деятельности, рекомендовано включить в самоанализ ответы на предложенные вопросы.
- Насколько глубоко дана психолого-педагогическая характеристика класса, межличностных отношений в коллективе, уровня воспитанности?
- Насколько педагогически обоснованы цели воспитательной работы, поставленные классным руководителем?
- Предусмотрено ли изучение личности школьников классным руководителем?
- Планируется ли воспитательная работа в классе с учетом результатов педагогической диагностики?
- Каково содержание индивидуальной работы классного руководителя с различными категориями учащихся в классе?
- Планируется ли разнообразие видов деятельности учащихся (познавательная, трудовая, общественная, художественная, спортивная, ценностно-ориентировочная)?
- Предусмотрены ли нетрадиционные формы воспитательной работы?
- Обращено ли внимание на формирование традиций в классе, школе?
- Выделяются ли в плане ключевые дела месяца, четверти?
- Предусмотрена ли дифференциация работы с различными категориями родителей?
- Запланирована ли работа по развитию организационных умений и навыков школьников?
- Какова роль классного руководителя в координации деятельности учителей-предметников?
Анкета для анализа деятельности классного руководителя
1. Назовите основные педагогические задачи, которые вы собираетесь решать в Вашем классе в этом учебном году?
- Достаточно ли хорошо знаете свой коллектив?
- Что помогает Вам узнать свой коллектив?
- Какие виды планов Вы составляете и используете?
- Обсуждаете ли с ребятами план подготовки к конкретным делам?
- Какие предложения в план работы класса внесены учащимися?
- Как Вы оцениваете самостоятельность ребят Вашего класса?
- Испытываете ли трудности в работе с коллективом?
- Считаете ли, что в Вашем классе достигнуто взаимопонимание между Вами и учащимися?
- Говорит ли большинство учащихся с Вами «по душам», советуются ли ребята по личным делам?
- Главная черта классного коллектива.