Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Памятка и тесты выбирающему профессию

Дата: 25 января 2017 в 10:46, Обновлено 16 декабря 2019 в 12:00

 Тест «подходит ли мне моя работа?» и «кем мне стать?»

Тесты на профориентацию

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».

С этой целью:

Изучи глубже самого себя

·         Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

·         Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

·         Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям; прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий

·         Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!

·         Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

·         Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

·         Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей. 

Личный профессиональный план учащегося

1.      Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2.      Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3.      Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4.      Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5.      Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6.      Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Характеристика профессионального плана:

·         определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

·         полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.д.);

·         устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

·         реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

·         логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

·         моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

·         согласованность плана с потребностями рынка труда. 

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

·         определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек–природа», «человек–техника», «человек–человек», «человек–знаковая система», «человек–художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

·         выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

·         сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

·         ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

·          соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

·         узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

·         ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

·         проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

☺ что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

☺ что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

☺ что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

☺ что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

- выбор профессии за компанию;

- перенос отношения к человеку на саму профессию;

- отождествление учебного предмета с профессией;

- ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

- неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

- незнание или недооценка своих физических особенностей;

- незнание или недооценка своих психологических особенностей;

- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

-        увлечение только внешней стороной профессии;

-        предубеждение в отношении престижности профессии;

-        незнание требований профессии к человеку;

-        устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

►Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

► Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

► Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

► Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

            Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Условие оптимального выбора профессии

– зона оптимального выбора

ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы – это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач – а они в период обучения у него бывают часто – он может принять опрометчивые решения.

Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности – полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном.

Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

           Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.


Советы психологов для выпускников

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

  • Советы выпускникам 

    При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

    Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

    Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

    Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. 

    Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамен. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

    Некоторые полезные приемы

    Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

    Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

    Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

    Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.

    Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

    Рекомендации по заучиванию материала

    Главное - распределение повторений во времени.

    Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

    Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

    Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

    Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.